3.11. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. - 10-11 класс, Сивоглазов (рабочая тетрадь часть 1)







1. Дайте определения понятий.
Моногибридное скрещивание – скрещивание, в котором родительские особи отличаются по одному признаку.    
Доминантный признак – проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие второго признака.
Рецессивный признак – подавляемый признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения.
Гомозиготные организмы – организмы, не дающие расщепления в первом поколении.
Гетерозиготные организмы – организмы, в потомстве которых обнаруживается расщепление.

2. Полная формулировка первого закона Менделя звучит следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов с альтернативными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы по фенотипу и имеют признак одного из родителей. Какие еще вам известны названия этого закона? Почему он так называется?
Закон единообразия гибридов первого поколения, закон доминирования. Так как изучаются гибриды только первого поколения.

3. Сформулируйте второй закон Менделя.
Во втором поколении гибриды появляются особи с доминантными и рецессивными признаками, причем их соотношение 3:1.

4. Что такое аллели?
Аллели – это различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака.

5. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? Приведите примеры.
Да. Это гетерозиготные и гомозиготные доминантные организмы. Желтый горох АА и Аа.

6. Сформулируйте закон чистоты гамет.
При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один аллель из каждой пары.

7. Выпишите гаметы, которые образуют организмы со следующими генотипами.





10-11-3-11-7

8. Составьте принципиальную схему моногибридного скрещивания.

10-11-3-11-8

9. Рассмотрите рисунок 68 на с. 142. Почему в своих опытах Г. Мендель никогда не получал точного соотношения 3:1?
Для точного совпадения практического результата с теоретическим ожиданием необходима бесконечно большая выборка, статистика же оперирует вероятностями.

10. Решите задачу 7 (с. 146 учебника).
А — длинные ресницы а — короткие ресницы
Так как у женщины отец был с короткими ресницами, то есть гомозиготным по рецессивному признаку, то у женщины с длинными ресницами генотип Аа (гетерозиготна). У ее мужа, как и у отца – аа.
Запишем схему скрещивания:

10-11-3-11-10

Расщепление по генотипу у детей будет Аа:аа, 1:1. По фенотипу длинные ресницы: короткие ресницы 1:1.
Ответ: вероятность рождения детей с длинными ресницами 50%; среди детей данной супружеской пары может быть 2 разных генотипа (Аа, аа).

11. Решите задачу.
При скрещивании растений ржи с фиолетовыми (благодаря присутствию антоциана) и зелеными (отсутствие пигмента) всходами во втором поколении (в F2) было получено 4517 растений с фиолетовыми и 1503 растения с зелеными всходами. Объясните расщепление. Определите генотипы исходных растений. Какой генотип имели растения F1?
А – фиолетовые цветки, а – зеленые.
Так как во втором поколении получили расщепление 3:1 (4517:1503), значит, в F1 скрещивали гетерозигот Аа с фиолетовыми цветками (по закону расщепления), а исходные растения имели генотип АА и аа – были гомозиготами (по закону единообразия гибридов первого поколения).

12. У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод, и вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй, родившийся много позже, рос болезненным ребенком, и соседи убеждали фермера подать заявление в суд штата для установления отцовства. Основанием для иска должно было послужить то, что, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, фермер не мог быть отцом такого слабого создания, как второй.
Группы крови членов семьи были таковы: фермер — IV группа крови; мать — I группа; первый сын — I группа, второй сын — III группа.
Можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера? Каковы генотипы всех членов этой семьи?
Нет, нельзя. Один и сыновей не фермера, и это первый сын. Группа крови фермера – IV, и у его сына никак не могла быть группа.
Схема скрещивания.

10-11-3-11-12

13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10-11-3-11-13

14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – гомозиготный.  
Соответствие: зигота (или организм), полученная в результате слияния гамет, идентичных по качеству, количеству и структурному расположению генов. Сегодня более точное – организм, у которого в диплоидном состоянии в обеих гомологичных хромосомах присутствуют аналогичные аллели.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.11.
При скрещивании двух гомозиготных организмов с альтернативными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы по фенотипу и имеют признак одного из родителей.
Во втором поколении гибриды появляются особи с доминантными и рецессивными признаками, причем их соотношение 3:1.
При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один аллель из каждой пары.