3.13. Хромосомная теория наследственности. - 10-11 класс, Сивоглазов (рабочая тетрадь часть 1)







1. Дайте определение понятия.
Группа сцепления – совокупность генов, находящихся в одной хромосоме. 

 2. Составьте принципиальную схему дигибридного скрещивания растений душистого горошка, отличающихся по окраске цветков и форме пыльцы (опыт Р. Пеннета).

10-11-3-13-2

В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.
В F1 – все цветки яркие, шарообразные
В F2 – расщепление 3:1, вместо 9:3:3:1.
3 Яркие, шарообразные:1 бледные овальные.

3. Как вы думаете, почему плодовая мушка-дрозофила, с которой работал Т. Морган, является очень удобным генетическим объектом?
Помимо простоты разведения и высокой плодовитости, к достоинствам мух можно добавить огромное число разнообразных мутаций, большинство из которых хорошо заметны (серое или желтое тело; прямые или загнутые крылья; цвет глаз может быть красный, ярко-красный, белый, бурый и абрикосовый и др.). Популяция дрозофилы занимает мало места. В слюнных железах дрозофилы есть политенные хромосомы, на которых удобно отслеживать соответствие генов и локусов. Все сведения, которые можно

узнать изучая структуру генома дрозофилы, фундаментальны.

4. Почему сцепление генов не является абсолютным? Изобразите схематично процесс, который может происходить в профазе I мейотического деления?
Может произойти кроссинговер, который приведет к перекомбинации генетического материала. С этом случае сцепление генов будет неполное.
Схема кроссинговера:





10-11-3-13-4

5. Дополнительная информация.
Обмен идентичными участками между гомологичными хромосомами, или, по-другому, кроссинговер (англ. перекрест), позволяет ученым определить взаимное расположение генов в хромосоме. Чем дальше друг от друга располагаются гены в хромосоме, тем выше вероятность кроссинговера между ними.
Объясните, каково биологическое значение обмена гомологичными участками между хромосомами.
Вследствие кроссинговера каждая клетка получает разный набор генов, таким образом, повышается комбинативная изменчивость. Благодаря кроссинговеру поддерживается видовое разнообразие и повышается стойкость популяции к факторам окружающей среды.

6. Решите задачу.
Расстояние между генами в хромосоме измеряется в условных единицах – морганидах. Используя рисунок 72 на с. 152 учебника, определите, на каком расстоянии (в морганидах) находятся гены, мутации в которых вызывают формирование гранатового и белого цвета глаз; коротких крыльев и темных крыльев. Между какими парами генов с большей вероятностью произойдет перекрест?
Гранатовых и белых глаз – на расстоянии 42,5 морганид. Здесь кроссинговер с большей вероятностью (42,5%).
Коротких и темных крыльев – на расстоянии 27,8 морганид.

7. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10-11-3-13-7

8. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – тетрада.  
Соответствие: термин уточнен, тетрада в генетике из гомологичных хромосом, есть также понятия тетрады в ботанике (пыльцевых зерен, гаплоидных спор и т.д.)  

9. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.13.
Хромосомную теорию наследственности можно выразить следующими пунктами:
• гены расположены в хромосомах линейно в определенных локусах (участках); аллельные гены занимают одинаковые локусы в гомологичных хромосомах;
• гены гомологичных хромосом образуют группу сцепления; число их равно гаплоидному набору хромосом;
• между гомологичными хромосомами возможен обмен аллельными генами (кроссинговер);
• расстояние между генами пропорционально проценту кроссинговера и выражается в морганидах.