Тема 3.8. Индивидуальное развитие организмов. - 10-11 класс, Сивоглазов (рабочая тетрадь часть 1)







1. Дайте определения понятий.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до конца жизни.
Прямое развитие – тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов.
Непрямое развитие – из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи.

2. Заполните кластер «Периоды онтогенеза».

10-11-3-8-2

3. Чем деление клеток на этапе дробления отличается от обычного митотического деления?
Интерфаза очень короткая, клетки не растут, поэтому дробление проходит очень быстро.

4. Зарисуйте гаструлу и подпишите ее части.

10-11-3-8-4

5. Заполните таблицу.





10-11-3-8-5

6. В какой момент онтогенеза эмбриональный период заканчивается и переходит в постэмбриональный?
В момент рождения.

7. С помощью какого эксперимента можно доказать, что зачаток одного органа определяет развитие других органов?
Доказать, что зачаток одного органа определяет развитие других можно с помощью эксперимента, в котором у зародыша на стадии ранней гаструлы берут участок спинной стороны тела, из которого в дальнейшем должна развиться хорда и мезодерма, и пересаживают его на брюшную сторону другой гаструлы. В результате этой пересадки на брюшной стороне второй гаструлы из клеток, которые должны были давать начало кожным покровам, сформировалась дополнительная нервная трубка. Это явление называется эмбриональной  индукцией.

8. В чем биологический смысл развития с метаморфозом?
Для многих видов наличие личиночной стадии – это возможность расселения и отсутствие конкуренции особей разного возраста за место обитания и пищу.

9. У рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц очень крупные яйцеклетки, а у большинства млекопитающих — очень мелкие. В чем причины такого различия?
У млекопитающих внутриутробный тип развития, все жизненные функции зародыша осуществляются через плаценту. У рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц яйцекладный тип развития, зародыш может длительное время развиваться внутри яйца. 

10. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Стадия однослойного зародыша:
2) бластула;

Тест 2.
Двуслойный зародыш:
4) гаструла.

Тест 3.
Из мезодермы формируются:
3) кровеносные сосуды;

Тест 4.
У позвоночных животных прямое развитие характерно для:
4) птиц, млекопитающих.

11. Установите соответствие между типами постэмбрионального развития и конкретными организмами.
Примеры организмов    
1. Ястреб-перепелятник    
2. Белянка обыкновенная   
3. Большая панда
4. Майский жук
5. Древесная квакша
6. Голубой кит
7. Озерная лягушка
8. Паук-крестовик
Типы развития
А. Прямое развитие
Б. Непрямое развитие

10-11-3-8-11

12. Закончите определения.
Слияние половых клеток – оплодотворение.            
Оплодотворенная яйцеклетка – зигота.   
Однослойный зародыш с полостью внутри – бластула.
Третий зародышевый листок – мезодерма.   
Развитие систем органов зародыша – органогенез.
Превращение личинки во взрослую особь – метаморфоз.

13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10-11-3-8-13

14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – метаморфоз.   
Соответствие – значение термина дополнено, то есть конкретно сложный процесс превращения личинки во взрослую особь.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.8.
Развитие зародыша – это онтогенез. Его периоды: эмбриональный и постэмбриональный.
В эмбриональном периоде (эмбриогенезе) выделяют последовательные стадии бластулы, гаструлы, нейрулы и органогенеза.
Постэмбриональный период бывает 2 типов: с метаморфозом (непрямое развитие) и без метаморфоза (прямое). Развитие непрямое бывает с полным метаморфозом и с неполным.
Прямое развитие бывает яйцекладное и внутриутробное.