Тема 3.9. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. - 10-11 класс, Сивоглазов (рабочая тетрадь часть 1)







1. Дайте определения понятий.
Эмбриональное развитие – сложный и длительный морфогенетический процесс, в ходе которого из отцовской и материнской половых клеток формируется новый многоклеточный организм, способный к самостоятельной жизнедеятельности в условиях внешней среды.
Постэмбриональное развитие – начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до наступления полового созревания.

2. В чем заключается и когда происходит первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше человека?
На этапе гаструлы.
Наружный слой клеток гаструлы в процессе онтогенеза формирует эктодерму, а внутренний - энтодерму. Суть – образование трехслойного зародыша. 

3. Заполните таблицу.

10-11-3-9-3

4. В каком случае развивается внематочная беременность?
Внематочная (эктопическая) беременность – это патология, при которой имплантация плодного яйца и развитие эмбриона происходит вне полости матки. 

5. Заполните таблицу.

10-11-3-9-5





6. Заполните кластер «Периоды постэмбрионального развития»

10-11-3-9-6

7. Познавательная задача (ответ устный).
В настоящее время в средствах массовой информации (в печати, на телевидении, в Интернете) ученые выдвигают и обсуждают различные гипотезы механизмов старения. Сформулируйте суть гипотезы, которая привлекла ваше внимание. Согласны ли вы с ней? Может быть, у вас существует собственное мнение по этому вопросу?
Гипотезы старения – теория генетической программы (смерть запрограммирована), мутационная (в течение жизни мутации в клетках из-за разных факторов), аутоиммунная (развитие антител с годами идет на спад). Нет единого мнения. Все они дополняют др. друга.

8. Познавательная задача (ответ устный).
Существуют факторы, приводящие к нарушению развития зародыша человека. Их называют тератогенами. Помимо физических и химических, выделяют группы биологических тератогенов, среди которых возбудители таких болезней, как краснуха, грипп, полиомиелит и др. Объясните, каков механизм воздействия биологических тератогенов на зародыш человека.
Вирусы способны нарушать функции хромосом клеток эмбриона, процесс митоза (деления клеток), индуцировать клеточную гибель, отрицательно влиять на протекание синтеза белков и других биополимеров. Проникают они через плаценту или по маточным трубам.

9. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10-11-3-9-9

10. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – гистогенез.    
Соответствие – термин дополнен, гистогенез – сложный процесс возникновения, существования и восстановления тканей с их специфическими свойствами, но суть остается прежней, «развитие ткани».

11. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.9.
Эмбриональное развитие человека длится 280 суток, делится на периоды: начальный, зародышевый и плодный. Каждый из них характеризуется важными процессами. В начальном – это развитие бластулы, имплантация зародыша в стенку матки. В зародышевом – гаструляция и нейруляция, в плодном – развитие плода, органогенез. На организм беременной женщины негативно влияют алкоголь, никотин, наркотики, лекарства и вирусы. Рождение – это завершение эмбрионального и начало постэмбрионального периода. Постэмбриональный период делится на репродуктивный, период зрелости и старения. Заканчивается смертью.