Тема 5.4. Биосфера и человек. - 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).







Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

1. Дайте определение понятий.
Демографический взрыв – это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.
Отходы производства – твердые, жидкие и газообразные отходы производства, полученные в результате химических, термических, механических и других преобразований материалов природного и антропогенного происхождения.

2. Приведите примеры загрязнения человеком окружающей среды.
Химическое (СО и SO2, образующиеся при сжигании минерального топлива, оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы, нефть).
Биологическое – вырубка лесов, разрушение почв, пожары, истребление видов животных и растений, появление новых вирусов, мутантов и др.  
Радиоактивное загрязнение почвы, воды и воздуха.
Результат: разрушение озонового слоя, смог, кислотные дожди, парниковый эффект, повышенный радиационный фон, разлитие нефти в океанах и др. – и, как итог, возможная экологическая катастрофа в будущем.

3. Назовите природные ресурсы, которые являются:
Неисчерпаемыми: вода, воздух (кислород), космические.
Исчерпаемыми возобновимыми: растительный и животный мир, плодородие почвы.
Исчерпаемыми невозобновимыми: полезные ископаемые.

4. Что предполагает рациональное их использование?
Разработка путей охраны окружающей среды, создание очистных сооружений, применение малосернистого топлива, уничтожение и переработка мусора, разработка и применение принципиально новой природоохранительной ("чистой") технологии производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам. Поиск новых источников энергии. Повторное использование сырья. Охрана редких видов животных и растений.

5. Что понимают под экологическим сознанием, и какое значение оно имеет для развития современного человеческого общества?
Под "экологическим сознанием" традиционно понимается совокупность
экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в
самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих
стратегий и технологий взаимодействия с ней. Это развитие ноосферы, или сферы разума; сферы взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Значение: сохранение человечества и его развитие в гармонии с природой.

6. К чему может привести бездумное использование природных ресурсов?
К экологической катастрофе и исчезновению человека с лица Земли, а возможно, и гибели самой планеты.





Глобальные экологические проблемы и пути их решения

1. Дайте определения понятий.
Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Озоновый экран – часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в которой под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца молекулярный кислород (О2) диссоциирует на атомы, которые затем соединяются с другими молекулами О2, образуя озон (О3); необходим для защиты планеты от жесткого ультрафиолетового излучения.
Кислотный дождь – все виды метеорологических осадков: дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно: оксидами серы, оксидами азота.

2. Какое воздействие оказывает деятельность людей на биосферу в настоящее время?
На сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы, в которых имеется большая вина человека. На данный момент в мире существует много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения. Во многих странах проблемы экологии стоят на первом месте, и в нашей стране сейчас начинают уделять все большее внимание, принимаются экстренные меры. Если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей планеты, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы ничем не сможем помочь ни людям, ни природе, которая нас окружает.

3. Заполните таблицу.

Глобальные экологические кризисы

5-4-0-0