Урок 36. Неклеточные формы жизни. Вирусы.







1. Найдите в тексте параграфа сведения об открытии вирусов, внесите эти сведения в таблицу. Сделайте вывод о распространении вирусов в природе.

10-11-36-1

Вывод: вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий. Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы.

2. Напишите, как называется наука о вирусах. С какими трудностями может быть связана работа вирусолога?
Наука о вирусах – вирусология. Вирусы – мало изученные, очень мелкие объекты изучения. Работа вирусолога требует повышенного внимания и ответственности. Ученому необходимо обладать аналитическим умом, аккуратностью, хорошей памятью и скрупулезностью. Также стоит помнить, что труд специалиста вреден для здоровья, поэтому осторожность в работе не будет лишней. 

3. Расшифруйте терминологическое сочетание «внутриклеточные паразиты». В каком состоянии находятся вирусы вне клеток?
Вирус – неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Они не размножаются клеточным делением, поскольку не имеют клеточного строения. Вместо этого они используют ресурсы клетки-хозяина для образования множественных копий самих себя, и их сборка происходит внутри клетки. Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы биополимеров.

4. Прочитайте текст учебника о взаимодействии вирусов с клеткой. Изучите схему на рисунке 5.25.

Ответьте на вопросы:





1. При каких условиях вирус попадает в цитоплазму клетки?

2. Что происходит с тем фрагментом поверхности клетки, к которому присоединился вирус?

3. Какой процесс лежит в основе специфичности инфекционного заболевания?
1. При образовании пиноцитозных вакуолей внутрь клетки может попасть вирус. Однако чаще этому предшествует связывание вируса с белком-рецептором на мембране. На поверхности вирусной частицы имеются специальные белки, которые «узнают» соответствующий рецептор на поверхности клетки.
2. После присоединения к поверхности клетки вируса данный участок погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль, которая может сливаться с другими вакуолями или ядром.
3. Рецепторный механизм проникновения вируса в клетку обеспечивает специфичность заболевания.

5. Используя рисунок и сведения текста параграфа, составьте план ответа о том, как бактериофаги попадают в клетку. Почему в этих случаях не работает механизм рецепторного проникновения в клетку?
У бактериофагов путь проникновения в клетку бактерии иной. Толстая клеточная стенка бактерии не позволяет белку-рецептору вместе с присоединившимся к нему вирусом погрузиться в цитоплазму.
1)Приближение и связывание фага, прикрепление хвостовыми нитями.
2)Ввод полого стержня – ДНК или РНК вводится внутрь бактериальной клетки.
3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
6) Образование новых частиц фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг фаговой нуклеиновой кислоты.
7)Разрушение клетки; высвобождение новых фагов, которые инфицируют другие бактерии.

6. Напишите свои соображения о том, каким образом на нашей планете могли возникнуть вирусы.
Полагают, что вирусы и бактериофаги – это обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни. Некоторые из них могли образоваться из плазмид, небольших молекул ДНК, способных передаваться от одной клетки к другой, в то время как другие могли произойти от бактерий. В эволюции вирусы являются важным средством горизонтального переноса генов, обусловливающего генетическое разнообразие.