§21. Позвоночные животные - Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков)







147. Дайте определение
Позвоночные животные – это самая большая группа живых организмов Земли, которые могут свободно передвигаться благодаря наличию скелета.

148. Впишите в схему названия групп животных, которые относятся к позвоночным. Приведите примеры животных

image4

149. Понаблюдайте за аквариумными рыбками. Рассмотрите особенности их внешнего строения. Зарисуйте внешний вид рыб, указав части тела
image5
150. Рассмотрите рисунок. Какие животные относятся к земноводным? Обведите их

image6
151. Укажите основные отличительные черты перечисленных групп животных
Рыбы:
живут в воде, имеют жабры, плавники. Тело покрыто слизью. Имеют чешуйки
Земноводные:
обитают как на суше, так и в воде. Дышат легкими и кожей. Тело покрыто слизью
Пресмыкающиеся:
первые полностью наземные животные. Тело сухое, покрыто чешуйками.
Дышат легкими.большинство откладывают яйца.
Птицы:
тело покрыто перьями. Большинство умеют летать и имеют приспособления
для полета. Имеют высокую температуру, теплокровные.
Млекопитающие:
Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком.

152. Вспомните, где обитают лягушки. Какие особенности строения помогают им вести такой образ жизни?
На влажных местах, у рек, болот и прудов. Лягушки - земноводные, они
живут на суше, но им необходима и влага. Лягушки благодаря своим перепончатым лапам являются хорошими пловцами, у них большие легкие, которые позволяют им долго находиться под водой без воздуха, в воде лягушки откладывают свои икринки, из которых позже появятся головастики. Кожа у лягушек покрыта слизью, которая помогает удерживать влагу, и служит защитой от хищников.

153. Напишите, к каким группам позвоночных животных относятся приведенные организмы





image7

154. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, докажите, что млекопитающие – самая высокоорганизованная группа позвоночных животных на Земле
1) Альвеолярные легкие
2) Диафрагма
3) Зубы разделены на группы по функциям
4) Кишечник разделен на отделы
5) Четырехкамерное сердце
6) Теплокровные
7) Крупные полушария мозга покрыты извилистой корой
8) Сложное поведение, психические способности
9) Развитые органы чувств
10) Беременность, живорождение, лактация
11) Освоили все среды обитания.

155. Решите кроссворд «Животные»

image8

156. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об одной из групп позвоночных. Запишите план сообщения. Укажите источник информации
1. Рыбы, их классификация
2. Разнообразие рыб
3. Особенности строения рыб в связи с местообитанием
4. Значение рыб в природе и для человека
5. Охрана водного мира

157. Вставьте пропущенные буквы
Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, позвоночные.
Составьте 2-3 предложения с этими словами
Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие – это группы позвоночных животных.
Млекопитающие – самая высокоразвитая группа позвоночных животных.