§27. Как человек появился на Земле - Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) - 2013 год







1. Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян?
Обезьяны – по мнению ученых, являются предками человека и человекообразных обезьян, а именно, вымершие дриопитеки («древесные обезьяны»).

2. Кто такие австралопитеки?
Австралопитеки («южные обезьяны), некрупные существа, передвигавшиеся в основном на двух ногах. Передние конечности использовались для добывания пищи и защиты от врагов орудиями, которые они подбирали.

3. Какие три вида людей различают учёные?
Человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный.

4. Какой вид человека первым появился на Земле и когда?
Человек умелый. Он появился примерно 2 миллиона лет назад.

5. Чем Человек прямоходящий отличался от Человека умелого?
Он сам изготавливал для себя орудия, умел строить себе жилища и возможно, уже пользовался и огнем.

6. К какому виду — Человек умелый. Человек прямоходящий или Человек разумный — относятся неандертальцы и кроманьонцы? Расскажите о внешнем облике и образе жизни этих предковых форм человека.
Неандертальцы и кроманьонцы – это формы Человека Разумного.
Неандертальцы имели мозг около 1,2 кг, невысокий рост, были коренастыми, плотными. Они укрывались в пещерах или строили хижины, покрывая их шкурами убитых животных. Свои жилища они обогревали огнем. Эти люди шили себе одежду из шкур, используя вместо ниток сухожилия животных. Охотились они на самых разных животных, в том числе и на таких крупных, как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь.
Кроманьонцы имели больший по объему мозг, более высокий рост. Они изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили украшения. Владели речью. Приручили собаку. Они были более развиты, чем неандертальцы.

7. Сравните орудия труда неандертальцев и кроманьонцев. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?
Кроманьонцы изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости, умели добывать огонь и по развитию были на более высокой ступени эволюции.





8. У кого из предков человека, по мнению большинства учёных, впервые начала развиваться членораздельная речь?
У кроманьонцев.

9. Используя дополнительные источники информации, выясните, на основании каких фактов учёные составили представление о внешнем облике и образе жизни предков современного человека.
На основании раскопок археологов. О внешнем облике – по технологиям восстановления лица по черепу, скелета по костям. Об образе жизни – по найденным предметам обихода, например, по кухонной утвари, украшениям, орудии труда.

10. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян. А в чём, на ваш взгляд, различия между ними?
Сходства: одинаковое выражение чувств; у обезьян хорошо развита память; они способны использовать предметы природы как простейшие орудия; имеют конкретное мышление; могут ходить на задних конечностях; на пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти; зубы, как у человека; группы крови; общие болезни; сходное с человеком строение всех систем органов. Это означает, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и это является доказательством их родственности.
Отличия: больший мозг у человека; прямохождение; речь и мышление; внешний облик; строение скелета отличается; меньше волос у человека; создание орудий труда; сознание; жизнь в обществе; человек развивает культуру и искусство. Труд – основной фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

11. Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда и охоты, отличавшее их от животных?
С его помощью они могли охотиться и добывать себе пищу.

12. Как вы считаете, почему первым домашним животным стала собака?
Собаки – потомки волка, всегда находились поблизости от человека,так как питались мясом. У собаки долговременная память, хороший нюх, и собака привязывается к хозяину, тем самым может его спасти в разных ситуациях. Он поддается дрессировке и очень умна.

13. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Закончилась ли эволюция человека, или Каким вы видите человека будущего?».
 

План подготовки:

• История эволюции человека
• Эволюция живого мира – происходит ли сейчас?
• Каким я вижу человека будущего?
• Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и ее биоразнообразие, или Человек – самое разумное существо в природе.

14. Как вы думаете, можно ли ожидать, что современная человекообразная обезьяна при определённых условиях превратится в человека? Почему?
Нет, потому что эволюционировала определенная ветвь обезьян человекообразных, остальные же обезьяны должны занимать свою экологическую нишу, как и любой другой вид.