§28. Как человек изменил Землю - Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) - 2013 год







1. Как влияли на природу Земли древние люди?
Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.

2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
Плюсы: люди одомашнили некоторых животных, вывели от диких предков множество новых пород; вырастили новые сорта растений.
Минусы: вырубка лесов, осушение болот, вспашка земель повлекли за собой необратимые изменения климата и природы в целом.

3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?
Люди заселяли новые земли, но не относились к ним бережно. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
Эти вещества и изделия из них, попадая в окружающую среду, загрязняют ее, отравляют все живое. Оказываясь в почве, они не разрушаются тысячелетиями.

5. Чем опасны радиоактивные отходы?
Излучение от них вызывает смертельные заболевания людей и животных, загрязняет все в природе.

6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.
Это проблемы:
• сохранения многообразия живого на планете;
• уничтожения лесов;
• опустынивания;
• загрязнения различными видами отходов.

7. Рассмотрите рисунок на с. 137 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.
Над Антарктидой





8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.
Необходимо бороться не с последствиями, а с причинами проблем. Например, использовать альтернативные виды энергии (солнечную), повторно утилизировать отходы, сокращать выбросы в атмосферу, использовать экологичные виды топлива, развивать науку биоинженерию, которая поможет справиться со многими проблемами.

9. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?
Не выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых, не разжигать костры.

10. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?
Предотвращение кислотных дождей: поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.
Борьба с озоновыми дырами: глобальная очистка атмосферы от фреонов или получение озона искусственно.
Борьба с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы.

11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс.т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?
Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Это плохо сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно мы будем пить, а рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.

12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».
План подготовки:
• За:
заводы позволяют утилизировать отходы быстрее, чем они бы разлагались в природе; снижение затрат на вывоз мусора и его хранение.
• Против:
сжигая их, в атмосферу попадают ядовитые вещества; требуется много энергии на сжигание мусора.