Подведем итоги. 5 класс







Проверьте себя

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?
На суше, в воздухе, в воде и в почве.

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.
Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы: нет солнечного света; много воды; незначительные перепады температур; низкое содержание кислорода; - передвижение в твёрдой среде.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.
Акула, окунь, дафния, креветка, ламинария, ряска.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.
Чтобы не замерзнуть зимой, осенью животные накапливают толстый слой жира, их мех становится более густым. Есть еще одно приспособление, с помощью которого животные справляются с тяготами зимней жизни, - спячка. Во время спячки все химические превращения в организме замедляются, и потребность в пище уменьшается. Это позволяет животным пережить зиму.

6. Что называют природным сообществом?
Природным сообществом называют совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условием жизни на определённой территории, влияющих друг на друга и на окружающею среду.





7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.
Их разнообразие зависит от климата, от растений, которые там растут, ведь каждое животное питается разными кормами. Также зависит от наличия водоемов, не все животные смогут пережить знойные дни в пустыни.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.
Планктон – это разнородные мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Такими организмами могут быть бактерии, некоторые водоросли (фитопланктон) , простейшие, некоторые кишечнополостные, моллюски, ракообразные, яйца и личинки рыб, личинки различных беспозвоночных животных (зоопланктон) . Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для всех остальных водных животных.

9. Что собой представляет тайга?
Это природная зона умеренного климатического пояса, характеризующийся преобладанием хвойных лесов, образованных в основном видами ели, пихты, лиственницы и сосны.

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.
Косатка, синий кит, морской лев.

Выполните задания

А. задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Эту рыбу можно увидеть очень редко. У неё особенное строение.
Акулы же обитают на средних глубинах, в частности, как в морях, так и в океанах.

2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?
У акулы мощные плавники и много зубов. Зрение приспособлено для того слоя воды, в котором она обитает. У удильщика плохое зрение, поэтому у него есть "удочка" со светящимся поплавком. Он достаточно сильный, чтобы выдерживать давление воды, так как он – глубинная рыба.

Б. выберите правильный ответ

1. в природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
Б) производителя

2. самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
В) Антарктиде

В. составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. а) лес
Б) степь
В) тундра
2. а) биология
Б) организм
В) фактор

Г. вставьте пропущенное слово
1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.