Параграф 1. Чем живое отличается от неживого.







1. Напишем отличие живых организмов от объектов неживой природы.
Живые организмы состоят из клеток, дышат, двигаются, питаются, размножаются, раздрожаются, осуществляют обмен веществ и др.

2. Напишем примеры к схеме.
Природа:
живая – леопард, окунь, хамелеон;
неживая – камень, песок, небо.

3. Выясним общую особенность в строении всех живых организмов.
Все живые организмы состоят из клеток.

4. Заполним схему.

6-1-1-4-0

  5. Подпишем признаки живого, обозначенные на рисунке цифрами.
1 – движение
2 – питание
3 – рост и развитие
4 – раздражимость
5 – размножение

6. Охарактеризуем признаки живого.
1) Живые организмы движутся, чтобы найти пищу (животные) или быть ближе к солнцу (растения).
2) С помощью питания организмы получают необходимые вещества для высвобождения энергии, необходимой для всех процессов организма.
3) Рост и развитие происходит за счёт энергии. Взрослея и развиваясь, новорождённый организм превращается во взрослую особь.
4) Раздражимость – реакция организма на воздействие внешней среды.





7. Дадим определение понятию.
Обмен веществ – это процесс, при котором питательные вещества расщепляются, выделяя энергию, необходимую для роста, развития и нормального функционирования организма.

8. Докажем взаимосвязь между живой и неживой природой.
Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить. В природе всё взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

9. Объясним, почему принадлежность объекта к живой или неживой природе нельзя определить по одному признаку. Приведем примеры.
Потому что некоторые неживые объекты и явления могут обладать каким-либо признаком живой природы. Например, огонь может «поглощать» кислород и выделять углекислый газ (а это признаки живого). Сосульки могут «расти» (тоже признак живого). Но только живой организм обладает в совокупности всеми признаками живого.