Итоговая проверка знаний по биологии - Рабочая тетрадь по биологии 7 класса Cуматохин (2 часть).







1. Устно дополните предложения недостающими словами:
• Зоология представляет систему наук и изучает животных, их многообразие, строение и жизнедеятельность, связи со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значение для человека.
• Морфология — наука о внешнем строении организмов;
• Анатомия — наука о внутреннем строении организмов;
• Систематика — наука, занимающаяся классификацией организмов;
• Этология — наука о поведении организмов.

2. Назовите имена и труды ученых, впервые исследовавших разных животных.
Аристотель – «История животных»
Антони ван Левенгук – описал мир простейших
Карл Линней – классификация растений и животных
Паллас – труд «Русско-Азиатская зоография»
Чарлз Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора».

3. Перечислите царства живой природы. Назовите их особенности.
Грибы, растения, животные, бактерии, вирусы.
Бактерии - подвижные, паразиты, симбиотические. Не имеют ядра. Самые маленькие, микроскопические.
Грибы - неподвижные, разрушители, симбиотические, паразиты. Ранее их не могли отнести не к животным и не к растениям, у них очень много сходств есть с этими царствами.
Растения - неподвижные, есть симбиотические и паразиты, создают органические вещества(производители).
Животные - подвижные, потребители.
Вирусы – неклеточные формы жизни.

4. Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе?
Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: клеточное строение, способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ между организмом и окружающей средой, к размножению, росту, развитию.Животные отличаются от растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Благодаря этому, животные освоили разные среды жизни — водную, наземно-воздушную, почвенную.

5. Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия.
Различия:
1. В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы.
2. В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо.
3. Растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
4. В животных клетках, в отличие от растительных, имеется органоид клеточный центр. Его нет в клетках растений.Он играет важную роль в делении клеток животных.
Сходства:
В растительной и животной клетке существуют общие органоиды, такие как ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.В цитоплазме клеток всех живых организмов имеются многочисленные включения белков, жиров, углеводов в виде зерен, капелек различной величины и формы. Эти вещества синтезируются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

6. Какие особенности передвижения и питания характерны для растений и для животных?
Передвижение: животные активно передвигаются, они не прикреплены к какому-либо месту. Растения не могут так быстро и активно двигаться, но у растений выделяют несколько видов движений:
--настии - движение растений как реакция на раздражитель внешней среды, например движение подсолнечника вслед за солнцем.
--тропизм - это реакция на направленный раздражитель.
Питание: у большинства растений автотрофное (из неорганических веществ создают органические и ими же питаются), у животных тип питания – гетеротрофный (берут себе питательные вещества из окружающей среды).

7. В соответствии с правилами систематики расположите последовательно следующие систематические категории: отряд, царство, класс, тип, семейство, вид, род. Поясните на конкретных примерах.
1 Вид - Лисица обыкновенная
2 Род - Лисица
3 Семейство - Волчьи
4 Отряд - Хищные
5 Подтип - Позвоночные
6 Тип - Хордовые
7 Класс - Млекопитающие
8 Царство - Животные





8. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных?
Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определенную функцию и сходных по строению и происхождению.
Эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. От тканей растений отличатся по строению и химическому составу клеток, а также по выполняемым функциям. У растений также нет аналога нервной ткани.

9. Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей:
• эпителиальной;
• соединительной;
• мышечной;
• нервной.
Эпителиальная состоит из плотно прилегающих клеток, покровная функция.
Нервная состоит из нейронов и клеток спутниц, передают возбуждение, высшая нервная деятельность, связь организма с окружающей средой.
Соединительная – обычно много межклеточного вещества, функции: транспортная, опорная, защитная, кроветворная регуляторная.
Мышечная поперечно-полосатая и гладкая, имеют свойства возбудимости и сократимости.

10. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих:
• опорно-двигательную;
• пищеварительную;
• дыхательную;
• выделительную;
• кровеносную;
• нервную.

Каково значение каждой из этих систем?
Система органов-это совокупность органов, связанных общей функцией.
а) опорно-двигательную - движение, опора, защита.
б) пищеварительную - переваривание пищи. Органы: ротовая полость, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, анальное отверстие, печень, поджелудочная железа.
в) дыхательную - газообмен.
г) выделительную - выведение ненужных продуктов жизнедеятельности.
д) кровеносную - транспортная
е) нервную - обеспечивает связь организма с внешней средой согласованную работу органов и систем.
ж) половую - обеспечивает половое размножение.

11. Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие?
1) зубы и челюстная коробка меняются
2) конечности обрастают перьями (у птиц)
3) позвоночник искривляется
2) Теплокровность
3) 1) Улучшение челюсти
2) Омертвление передний конечностей и замены их крыльями
3) Изменение осанки в низ
4) Физиологические:
1- Теплокровность
2- Высокое развитие высшей нервной деятельности.
5) Анатомические:
1- Четырехкамерное сердце
2- Крупный головной мозг с хорошо развитыми полушариями
6) Поведенческие
1- Забота о потомстве
2- Большая (по сравнению с другими позвоночными) способность к коллективным действиям.

12. Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных.
Клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биоценотический.

13. Какую роль играют животные в биоценозах?
Животные в биоценозах обычно играют роль консументов (I, II или третьего порядков) – потребителей органических веществ.

14. Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации?
Некоторые животные были опасны для человека (хищники, ядовитые, вредители) – с ними он боролся, некоторые – полезны.
Множество видов человек одомашнил, чтобы использовать по своему усмотрению для получения пищи, одежды, лекарств, для приручения и помощи. Животные выполняют и эстетическую роль, как друг человека, как домашний питомец (кошка, собака, птицы, рыбки и др.). Животные помогали человеку с начала развития цивилизации.

15. Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?
Животный мир на нашей планете является большой составной частью всей природной среды, это большое звено в цепочке разных экологических систем на нашей планете.
Он является незаменимым компонентом в процессе круговорота различных веществ, а также и энергии в природе.
Каждое животное выполняет какие-то предназначенные для него функции, занимает свое экологическое положение.
Есть некоторые виды животных, которые занесены в Красную книгу, а также есть и такие, которые имеют научное и воспитательное значение в принципе.
Любое животное является индивидуальным носителем своего генетического фонда. Мы должны максимально предотвратить исчезновения видов.Это прежде всего важно для будущих поколений, для сохранности нашей планеты