Параграф 17. Отряды насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. - Латюшин, Ламехова (7 класс).







1. Напишем особенности внешнего строения стрекоз.
Так как стрекозы хорошо и быстро летают, для ориентировки в пространстве у них имеются пара крупных сложных глаз.

2. Напишем ответ о питании стрекоз.
И стрекозы, и их личинки являются хищниками. Питаются мелкими беспозвоночными: взрослые особи – насекомыми, личинки – мальками рыб и головастиками.

3. Назовем особенности у вшей.
Ротовой аппарат сосущий, вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови у человека, крылья отсутствуют, конечности цепкие и сильные. Вши откладывают много яиц (гнид), которые очень цепко прикрепляются к волосу.

4. Напишем, с чем связано откладывание большого количества яиц у самок вшей.
Самка вшей откладывает большое количество яиц для сохранения вида: это является приспособлением к паразитическому образу жизни.

5. Объясним ситуацию о вшах.
Это являлось мерой профилактики от заражения вшами, так как во время войны специальных лекарственных средств не было, а вши в такое время распространяются очень быстро.

6. Объясним происхождение названия жесткокрылых.
Первая пара крыльев у жуков превратилась в жёсткие надкрылья, откуда и второе название – Жесткокрылые.

7. Напишем о разной окраске надкрыльев.
Окраска надкрыльев зависит от места обитания насекомого. Она может быть защитной, покровительственной, сливающейся с окружающей средой по цвету, или угрожающей (отпугивающей), свидетельствующей о том, что жук несъедобен или ядовит.





8. Выясним отличие ротового аппарата вшей и жуков.
У вшей сосущий тип ротового аппарата, у жуков – грызущий.

9. Объясним выражение.
При развитии с неполным превращением отсутствует стадия куколки.

10. Напишем правильную последовательность развития.
Ответ: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

11. Напишем особенности строения жуков.
Жуки могут обитать в разных средах, так как питаются они разнообразной пищей, приспособлены к жизни как в воде, так и на суше, на деревьях и под землей. Могут летать, хорошо бегать, некоторые – прыгать, благодаря развитым крепким конечностям.

12. Назовем значение каждого из насекомых.
Значение:
1. Помогает в борьбе с непарным шелкопрядом.
2. Зарывает навоз в почву.
3. Уничтожает вредителей растений.
Насекомые:
А. – божья коровка.
Б. – жук-красотел.
В. – жук-навозник.
1. – Б, 2. – В, 3. – А.

13. Напишем места обитания жуков.

 50

14. Перечислим признаки клопов и жуков.
А. передние крылья превратились в жесткие надкрылья;
Б. передние крылья только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая;
В. колюще-сосущий ротовой аппарат;
Г. грызущий ротовой аппарат;
Д. пища весьма разнообразна;
Е. питаются соком растений или кровью животных;
Ж. окраска тела яркая, или защитная, или черная, или бурая;
З. окраска тела чаще яркая, заметная;
И. развитие с превращением;
К. развитие без превращения.
Для жуков характерно: А, Г, Д, Ж, И.
Для клопов характерно: Б, В, Е, З, К.

15. Подпишем названия клопов.
1. Являются вредителями зерновых культур – вредная черепашка.
2. Являются паразитами человека, зверей и птиц – клоп постельный.
3. Скользят по поверхности воды, как на коньках – водомерка.
4. Обитают в толще воды – гладыш.

51