Параграф 48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. - Рабочая тетрадь по биологии 7 класса Cуматохин (2 часть).







Задание 1. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно. Объясните, почему так происходит.

image1

Задание 2. Объясните, почему некоторые птицы во время дальних полетов размещаются цепочкой или косяком.

image2

Задание 3. Проведите наблюдение за выкармливанием птенцов волнистыми попугайчиками.
1)Отметьте время начала насиживания яиц.
В основном осенью и весной.

2) Запишите, как ведут себя птицы во время насиживания, кто (самец или самка) насиживает яйца, как питаются попугайчики.
image3
3) Установите частоту кормления птенцов в течение часа
Кормят за час 2-3 раза.

4) Отметьте день вылета птенцов из гнезда
Птенцы покидают гнездо в возрасте 30-35 дней.





5) Сформулируйте вывод об особенностях выкармливания птенцов волнистыми попугайчиками.
Первые две недели жизни мать кормит птенчиков зобным молочком, которое образуется в мускульном желудочке самки, постепенно переводя их на взрослый корм, размягченный в зобе. Если птенцов много, самка кормит сначала старших, а затем более младших, так как в зобу самки сверху находится зерно, а внизу – зобное молочко.

Задание 4. Данные многочисленных наблюдений убедили юных зоологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек – на земле из опавших веточек ели; дрозды – из трав, скрепленных глиной, на высоте 2-3 м; зяблик – из мхов, облицовывая гнездо лишайниками и укрепляя его в развилке берез; глухари, тетерева – в углублении на земле. Напишите, чем объясняется выбор места для устройства гнезда.
В зависимости от наличия врагов и от пищи, которой они питаются, птицам необходимы разные условия.

Задание 5. Проведите наблюдения за зимующими птицами населенных пунктов.
1. Определите маршрут наблюдений.
2. Посещайте не реже одного раза в неделю намеченный маршрут и отмечайте в дневнике наблюдений:
виды встречаемых птиц (используйте книгу В.М.Храброго «Школьный атлас – определитель птиц»);
места наиболее частых встреч с тем или иным видом птиц;
занятия птиц (отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе и т.п.);
количество отдельных птиц (стаек, число в стайках);
суточная активность птиц (начало и конец активности);
образ жизни (оседлый, кочующий);
частота и скорость перемещений кочующих птиц;
количество осмотренных ветвей за 30 минут кормежки.
3. Сформулируйте вывод о видовом составе, численности и особенностях распространения птиц, зимующих в населенных пунктах.
Наиболее важное время годового жизненного цикла птиц – период размножения. Успешное строительство гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов обеспечивают высокую эффективность размножения. В послегнездовой период птицы сменяют оперение. Выводки вместе с родителями сначала кочуют в районах гнездования, затем объединяются в стаи. Кочевки становятся более длинными, а у некоторых видов переходят в направленные миграции. По дальности сезонныхмиграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.