Общий обзор строения организма человека.







Работа 2.
1. Прочитайте § 1 «Науки об изучении человека», заполните таблицу.

rabota-2

2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюлпа» (рис. 1) и в графе «Функции» опишите работу мышц предплечья.
Строение.
Мышцы расположены на ладонной стороне предплечья, имеют лентовидную форму. Одним концом они прикреплены к костям предплечья, другим – к костям пальцев.
Функции.
Сгибание пальцев рук.


Работа 3.
Прочитайте статью «Структура тела. Место человека в живой природе» (§ 2). Определите соотношения частей тела.

1. Измерьте и сравните длину уха (6 см) и носа (6 см); длину предплечья (22 см) и ступни (22 см).
2. Измерьте окружность колена (29 см). Действительно ли окружность колена соответствует размеру окружности шеи?
Окружность шеи равна окружности колена.
(Цифры могут отличаться для мальчиков и девочек!).


Работа 4.
Рассмотрите рисунок «Внутренние органы человека» на первом форзаце учебника.
1. Найдите грудобрюшную преграду, органы грудной и брюшной полостей. Выпишите названия этих органов и поставьте номера, заполнив таблицу.

rabota-4





2. Заполните пропуски в тексте.
Правое легкое имеет три доли. Печень находится в брюшной полости в правом подреберье, желудок – в брюшной полости. Аппендикс находится в правом паху.


Работа 5.
1. Вставьте пропущенные слова.
В полости черепа находятся большие полушария головного мозга, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг, мост, сосуды головного мозга.
В полости позвоночного канала находится спинной мозг.
В грудной полости находятся сердце, сосуды и нервы, легкие, дыхательные пути.
В брюшной полости находятся желудок, печень, селезенка, кишечник толстый и тонкий, поджелудочная железа, почки, сосуды и нервы.

2. Перечислите органы, которые начинаются в грудной полости, а заканчиваются в брюшной.
Пищевод, сосуды и нервы.

3. Какими костями защищены органы брюшной полости?
Позвоночник – сзади, тазовые кости – снизу.

4. Сделайте глубокий вдох и выдох и последите за движениями стенки живота. Могла бы его стенка легко двигаться, если бы она имела костную основу?
Не смогла бы. Стенка живота не имеет костную основу, а только мышцы пресса. Это обеспечивает нормальный процесс дыхания: вдох и выдох, работу диафрагмы и мышц грудной клетки.

5. Посмотрите таблицу «Человек в системе органического мира» (А) и выпишите биологические признаки, позволяющие
выкармливать детенышей молоком: наличие молочных желез у самок, носовая и ротовая полости разделены мягким и твердым небом, между зубами и щеками отсутствует щель;
сохранять постоянную температуру тела: волосяной покров и подкожная жировая клетчатка;
поддерживать высокий обмен веществ благодаря особенностям кровеносной системы: сердце четырехкамерное, полностью разделено на 2 предсердия и 2 желудочка, од сердца отходит одна аорта;
дыхательной системы: легкие альвеолярного типа, воздух в них поступает по трубкам, образующим бронхиальное древо.

6. Просмотрите перечень особенностей, позволяющих отнести человека к отряду приматов (табл. 1, Б), и выпишите признаки, позволяющие
хватать предметы: пятипалые конечности, большой палец противопоставлен остальным, пальца на руках и ногах снабжены плоскими ногтями, а не когтями;

развивать рассудочную деятельность: усложнение переднего отдела головного мозга, в частности больших полушарий.
7. Выпишите из табл. 1 (В) морфологические особенности, позволяющие высшим приматам и человеку
увеличивать быстроту передвижения: короткое туловище и длинные конечности;
перейти к прямохождению: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и поясничных позвонков, увеличение числа крестцовых позвонков, сросшихся в крестец.

8. Выпишите из табл. 1 (Г) морфологические признаки, позволившие человеку развить звуковую речь: мозговой отдел черепа больше лицевого, клыки равны резцам, есть подбородочный выступ, к которому прикреплены мышцы, отвечающие за речь, челюстной отдел черепа не выступает вперед;
приспособиться к трудовой деятельности: грудина сочленена с ключицей, лучевая кость подвижна относительно локтевой, кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным;
освоить прямохождение: прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы, позвоночник имеет S-образную форму, грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза и нижних конечностей массивны, стопа сводчатая, пальца стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным;
вести социальный образ жизни: развитие коры больших полушарий головного мозга.