Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. - Рабочая тетрадь по биологии 8 класса. Маш, Драгомилов.







1. Отметьте формы высшей нервной деятельности, общие для человека и животных (см. §60).
image29
2. Иван Петрович Павлов все предметы и явления внешнего мира относил к первой сигнальной системе, а речь – ко второй сигнальной системе. Он считал, что предметы и явления внешнего мира могут быть обозначены и замещены словом. Верно ли обратное утверждение: каждому слову соответствуют определенные явления и предметы?
Ответ подтвердите фактами.
Да. Каждое слово обозначает что-либо: предмет (Вася, стол, Луна) или явление (гроза, снегопад, шепот).

3. Каждому слову свойственно обобщение. Обобщает ли слово один?
Да.

РАБОТА 181 

1. Все ли наши движения имеют осознанный характер? Для выяснения проведите опыт. Заполните таблицу.
image1

РАБОТА 182 

1. Закончите высказывание.
Головной мозг человека имеет центры речи. Однако на каком языке он «заговорит» , зависит от его языковой среды.

2. Известно, что речь выполняет две функции. Назовите их.
image2





 

РАБОТА 183

Изучение познавательных процессов начните с ощущений и восприятия.

1. Слева в таблице даны определения двух познавательных процессов. Как называются эти процессы?
image3
2. Приведите примеры процессов ощущения и восприятия.
Ощущение: горький вкус, горячий чайник; восприятие: речи, звуков.

3. Приведите примеры ошибок восприятия (см. §51 и Приложение, статья «Не верь глазам своим - иллюзия», с. 266).
image4
4. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «У омута» (с. 76). Почему смотрящему издалека мост кажется большим, а рассматривающим картину вблизи – маленьким? В чем здесь проявляется иллюзия расходящихся стрелок?
Это принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются.
 

РАБОТА 184

1. Что мы называем объектом восприятия?
Вещь, явление или процесс, на который направлена предметно-практическая и познавательная деятельность.

2. Что называют фоном?
Цвет или фигуры, окружающие объект.

3. Найдите пропавшую собаку на рисунке 109 (с. 268). Почему ее трудно найти?
Потому что пятна собаки слились с общим фоном.

4. С помощью речи можно влиять на восприятие другого человека. Откройте тетрадь на с. 76 и рассмотрите картинку И. Левитана «У омута». Обратите внимание на спилы бревна моста, соединяющих берега реки. Они будут обращены к вам, с какой стороны вы не посмотрите. Объясните, почему эту иллюзию начинают видеть многие после этого, как им о ней расскажут.
Это «Иллюзия установки». Если рассказывать человеку о иллюзии, он заметит ее, при том, что ранее не замечал.

РАБОТА 185

1. Определите познавательный процесс, при котором опираясь на речь, вы можете сохранять в сознании прошлый опыт и повторно его использовать.

2. Укажите три основных процесса памяти и перечислите в таблице виды памяти.
image5
3. Проверьте свою механическую и логическую память. Попытайтесь за 1 мин запомнить 10 слов из первого ряда, а потом 10 слов из второго ряда.
image6
 

РАБОТА 186
 

1. Как вам легче учить материал?
Визуально.

2. Какими способами вам удается устранить или ослабить трудности, возникающие при воспроизведении материала в классе у доски? Заполните таблицу.

РАБОТА 187

Проанализируйте сюжет и напишите, где исследователь опирался на восприятие, а где – на процессы мышления?

image8