Тема 3. Строение организма. - 8 класс Колесов (рабочая тетрадь)







14. Запишем уровни организации человеческого организма.
Молекула – клетка – ткань – орган – система органов – организм.
15. Назовем органы грудной и брюшной полости.
1 – гортань
2 – трахея
3 – лёгкие
4 – сердце
5 – околосердечная сумка
6 – диафрагма
7 – желудок
8 – печень
9 – желчный пузырь
10 – тонкая кишка
11 – толстая кишка
12 – аппендикс
16. Впишем пропущенные слова.
Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов, приходящих к органам по нервам.
17. Ответим на вопросы
1) Ответим на вопрос о делении клетки.
Она вскоре будет делиться, т.к. органы клетки делятся на две части.
2) Укажем номер верного варианта.

№4
18. Схематически изобразим основные этапы деления клетки.табл18
19. Впишем ключевые слова на месте пропусков.
Среда, в которой находится организм, называется органической средой. Среда, в которой находятся клетки и ткани, является клеточной средой. Жидкость, омывающая мышцы, составляет межклеточные вещества. Содержимое пищеварительного канала относится к эпителию. Из кровяной клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для работы. Питательные вещества используются для построения тканей и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт питательных органических веществ.
20. Конкретизируем схему и допишем утверждения.
Субстратом в этом мире является пероксид водорода, ферментом – каталаза, продуктами реакции – кислород и вода.
Ответьте, почему с вареным картофелем эта реакция не идёт.
Потому, что картофель состоит из воды и сахара, но не из кислорода.
21. Дадим определения понятиям.
Обмен веществ – питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия.
Рост – увеличение размеров и массы клетки.
Развитие – её возрастные изменения и выполнение всех функций.
Раздражение – процесс воздействия на клетку.
Возбуждение – клетка включается в работу.
Покой – спокойное состояние клетки.
Возбудимость – возбуждённое состояние клетки.
22. Подпишем типы тканей. Допишем их характеристику.
1 – плоский эпителий
2 – мерцательный эпителий
3 – цилиндрический эпителий
4 – кубический эпителий.
Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются плотно. Межклеточного вещества мало. Основная функция – защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.
23. Заполним таблицу.

24. Допишем утверждения.
Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что они не ороговевшие. Диафрагма образована эпителиальной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она выстилает поверхность сосудов и т.п.
25. Закончим утверждение.
Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от состава и количества биологически активных веществ содержащихся в жидкости.
26. Заполним таблицу.табл26

27. Ответим на вопрос о действии обратных связей.
К мозгу идёт связь с органами и также идёт информация об ответной реакции по каналам обратной связи.
28. Ответим на вопрос о свойствах мигательного рефлекса.
Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - одно.
Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне.
Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости.
29. Запишем ответы на кроссворд №3.

 

По горизонтали:
2. рефлекс
7. аксон
9. рибосома
10. гормон
11. цитоплазма
15. митохондрия

 





По вертикали:
1. фермент
2. рецептор
3. синапс
4. субстрат
5. каталаза
6. ядро
8. хромосома
12. мембрана
13. дендрит
14. ядрышко