Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. - 9 класс Пасечник (рабочая тетрадь)







125. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследование признаков при неполном доминировании. Заполните пропуски в предложениях.
У растения, имеющего пурпурные цветки (генотип - АА), образуется 1 тип гамет.
У растения, имеющего белые цветки (генотип - аа), образуется 1 тип гамет.
В первом поколении будет наблюдаться промежуточная розовая окраска цветов.
Во втором поколении появятся растения с тремя различными генотипами и тремя фенотипами.

126. Допишите утверждение.
Для того, чтобы установить генотип организмов, у которых гетерозиготы не отличаются по фенотипу от гомозигот, необходимо провести анализирующее скрещивание, при этом, если исследуемый организм был гетерозиготой в первом поколении, будут наблюдаться фенотипы в соотношении 1:1, а если гомозиготой, то будет наблюдаться один фенотип , такой как у исследуемого организма.

127. Решите задачу.
У человека серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин ,в связи с эти люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая степень анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность (%) рождения в семье ребенка с тяжелой формой анемии? 4) Какова вероятность (%) рождения ребенка, устойчивого к малярии? 5) Какова вероятность рождения в семье ребенка, неустойчивого к малярии?

Решение.
а – наличие анемии, А – нет анемии.
Генотипы:
АА – доминантный генотип, гомозигота, здоров.
Аа – гетерозигота, легкая степень анемии.
аа –гомозигота, рецессивен, болен в сильной форме анемией.
Запишем схему скрещивания:

127-1

То есть, 25% - здоровое потомство, 50% - лёгкая степень, 25%  -тяжелая форма анемии.
Ответ:
1.) 2
2.) 3
3.) 25%
4.) 75%
5.) 25%.

128. Решите задачу.
От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 – с розовыми и 1000 – с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?





Решение.
Генотипы:
АА – красные ягоды
Аа – розовые ягоды
Аа – белые ягоды.
Запишем схему скрещивания:

128-1

Ответ:
1) 2
2) 1
3) 2
4) 2
5) 2.