Параграф 12. Главные направления эволюции. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).







1. Дайте сравнительную характеристику биологическому прогрессу и биологическому регрессу. Заполните таблицу.

7

6

 

2. Приведите определение макроэволюции и укажите ее главный результат.
Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
Результат: возникают новые типы, классы, отряды.

3. Перечислите основные направления эволюционного процесса.
1. Ароморфоз.
2. Идиоадаптация.
3. Общая дегенерация.

4. Приведите определение ароморфоза.
Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.





5. Перечислите основные свойства ароморфозов (пользуясь текстом учебника, с.60, 63). Подчеркните верные слова.
1. Ароморфозы (повышают) структурно-функциональную организацию организмов.
2. Ароморфозы (не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.
3. Ароморфозы (позволяют) полнее использовать условия внешней среды.
4. Ароморфозы (повышают) интенсивность жизнедеятельности организмов.
5. Ароморфозы (уменьшают) зависимость организмов от условий существования.
6. Ароморфозы (сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.
7. Ароморфозы приводят к возникновению новых (крупных) систематических групп.

6. Приведите примеры ароморфозов в:
двигательной системе позвоночных животных – повышают подвижность (появление скелета);
пищеварительной системе позвоночных животных – переход от пассивного питания к активному (появление челюстей).

7. Приведите примеры ароморфозов в:
дыхательной системе позвоночных животных – появление жабр, легких;
кровеносной системе позвоночных животных – появление сердца у рыб, разделение артериального и венозного кровотока у птиц и млекопитающих.

8. Дайте определение идиоадаптации.
Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации животных или растений.

9. Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.
Поскольку каждый вид организмов живет в определенных местообитаниях, у него вырабатываются приспособления именно к этим условиям. Например, в ботанике – колючки у растений засушливых мест, подушкообразная форма растений в тундре. В зоологии – плоская форма тела у скатов и других рыб, обитающих на дне, покровительственная окраска животных.

10. Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера.
Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией. Это может привести к тому, что вид в других условиях существовать не может. Например, колибри могут питаться только нектаром тропических цветков, поэтому могут жить только в тропических лесах. Муравьеды не могут жить в местах, где отсутствуют муравьи.

11. Дайте определение общей дегенерации.
Общая дегенерация – это упрощение организации, или регресс, ведущий к исчезновению органов активной жизни.

12. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.
Процветания путем дегенерации достигли, например, в ботанике – растения-паразиты, такие как омела, подъельник. В зоологии – круглые и плоские черви-паразиты.

13. Вставьте недостающее слово (слова).
Общая дегенерация характерно для паразитической (паразитических) формы (форм) организмов.