Параграф 40. Взаимодействие генов. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).







1. Приведите доказательства в пользу утверждения, что генотип является системой взаимодействующих генов, а не их механической суммой.
И отдельная клетка, и организм являются целостными системами, где все биохимические и физиологические процессы взаимосвязаны и строго согласованы. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, распложенные в различных локусах.

2. Перечислите формы взаимодействия генов одной аллельной пары. Приведите примеры.
1. взаимодополняемость действия генов
2. подавление одним геном неаллельного ему гена

3. Раскройте сущность такого способа неаллельного взаимодействия генов, как взаимодополняемость. Приведите пример.
При взаимодополняемости должны взаимодействовать по крайней мере 2 неаллельных гена, продукты которых взаимно дополняют друг друга. Например, цветки душистого горошка с генотипом ААвв и ааВВ имеют белый цвет (в первом случае есть фермент, но нет пропигмента, во втором – есть пропигмент, но нет фермента ,переводящего его в пурпурный цвет). У потомства АаВв – пурпурные цветки, так как у них имеется  фермент (В), и пропигмент (А).

 4. Закончите предложение.
Признаки, степень выраженности которых плавно изменяется в определенных пределах, называются количественными.

5. Установите соответствие.
А. качественные признаки
В. количественные признаки.
1. характер поверхности семян у гороха
2. окраска семян у гороха
3. масса тела у коровы
4. рост у человека
5. цвет глаз у человека
6. яйценоскость у кур
7. окраска зерен  пшеницы
8. пигментация кожи у человека
9. длина стебля у гороха.
А: 1, 2, 5, 9.
В: 3, 4, 6, 7.

6. Ответьте, чем определяется степень выраженности количественных признаков. Проиллюстрируйте примером.
Количественные признаки определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Чем больше в генотипе доминантных генов, обусловливающих какой-либо признак, тем ярче этот признак выражается. Например, у пшеницы красный цвет определяется  генами А1 и А2. При генотипе А1А1А2А2 цвет зерен наиболее интенсивен, при генотипе а1а1а2а2 они имеют белый цвет. В зависимости от числа доминантных генов в генотипе можно получить  все переходы между красной и белой окраской.

7. Рассмотрите схему, отражающую один из вариантов взаимодействия неаллельных генов. Определите, какой ген является подавляющим действие других генов. Приведите конкретный пример на такую  форму взаимодействия неаллельных генов.
ааВВ – окрашенный     плод
АаВВ – неокрашенный плод.
А – подавляющий ген.
Другой пример: у лука ген А обусловливает красную окраску луковицы, а – желтую. Однако, любой цвет будет развиваться только в том случае, если в генотипе будет отсутствовать ген В, из другой аллельной пары. При наличии этого гена кожура лука окажется белой в любом случае – вне зависимости от комбинации генов первой пары (ААВВ, АаВВ, ааВВ – белая кожура, Аавв – красная, аавв – желтая кожура).





8. Раскройте понятие «генотипическая среда».
Генотипическая среда – это зависимость действия одних генов от влияния на них других генов.