Параграф 50. Абиотические факторы среды. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).







1. Перечислите основные абиотические факторы.
Температура, свет, влажность.

2. Укажите соответствие.
А. Узкие пределы выносливости.
Б. Широкие пределы выносливости.
1. Водные организмы.
2. Наземные организмы.
А: 1.
Б: 2.

3. Закончите предложение.
По способности поддерживать температуру тела живые организмы подразделяются на две группы:
1. Теплокровные (с постоянной температурой тела).
2. Холоднокровные (с непостоянной температурой тела).

4. Охарактеризуйте физиологические механизмы растений и животных с непостоянной температурой тела, препятствующие их переохлаждению.
С наступлением зимы животные и растения впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. В тканях у них запасается много жиров и углеводов. Количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. Морозостойкость зимующих организмов увеличивается в течение зимы. 

5. Перечислите ароморфозы, позволившие птицам и млекопитающим обеспечивать постоянную температуру тела.
Четырехкамерное сердце, наличие одной дуги аорты, обеспечивающее полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, перьевой и волосяной покров тела для сохранения тепла, регуляция теплоотдачи кожными сосудами, хорошо развитая высшая нервная деятельность.

6. Укажите эволюционные и экологические преимущества так называемых теплокровных животных.
Сохранение активности при очень резких перепадах температуры, освоение практически всех мест обитания.

7. Охарактеризуйте значение света для жизнедеятельности растительных и животных организмов.
Для растений: солнечный свет используется для процесса фотосинтеза.
Для животных: под воздействием солнечного света в организме образуется витамин Д. Насекомые зрительно различают ультрафиолетовые лучи и пользуются этим при ориентации на местности. 





8. Объясните, почему электромагнитные колебания с длиной волны 0,4 – 0,5 мкм (синий свет) и 0,6 – 0,7 мкм (красный свет) являются наиболее эффективными инициаторами фотосинтеза.
Такой свет менее всего ослабляется, проходя через плотные облака и воду. Фотосинтез может идти и при пасмурной погоде, и под слоем воды определенной толщины. Синий и красный свет особенно сильно поглощается хлорофиллом.

9. Дайте определение фотопериода и укажите его экологическое значение.
Фотопериод – продолжительность воздействия света.
Экологическое значение: фотопериод представляет как бы пусковой механизм, включающие физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью; линьке и накоплению жира у животных осенью, миграции и размножению у птиц и млекопитающих, наступлению стадии покоя у насекомых.

10. Допишите утверждения:
В зависимости от потребности в световой энергии растения подразделяются на две группы:
1. Светолюбивые
2. Теневыносливые.

11. Охарактеризуйте приспособления к недостатку воды в окружающей среде у растений и животных. Приведите примеры.
У растений: мощная корневая система, повышенное осмотическое давление, способствующее удержанию воды в тканях, утолщена кутикула листа, уменьшена или превращена в колючки листовая пластинка, иногда листья утрачены. При отсутствии воды рост пустынных растений прекращается. Кактусы запасают воду в тканях и экономно ее расходуют. Встречаются растения-эфемеры, которые после кратковременного периода цветения сбрасывают листья, сохраняя только луковицы и корневища до следующего вегетационного периода.
У животных:  многие извлекают воду из пищи. Источник воды также жир, накапливающийся у некоторых (горб верблюда). Грызуны, черепах впадают в спячку на несколько месяцев.