Параграф 9. Физиологические адаптации. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).







1. Раскройте содержание понятия «физиологическая адаптация».
Физиологическая адаптация – сочетание всех признаков вида с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, обеспечивающее успех в борьбе за существование.

2. Попытайтесь объяснить эволюционный механизм возникновения физиологических адаптаций.
Все эволюционные изменения – образование новых популяций и видов, усложнение организации – обусловлены развитием многочисленных приспособлений и адаптаций к условиям обитания вида.

3. Объясните, каким образом осуществляется приспособление к среде с недостатком воды:
А) у земноводных – они становятся активны в период после дождя, ночью, а днем укрываются. Личинки некоторых земноводных развиваются очень быстро и в сжатые сроки совершают метаморфоз.
Б) у птиц – они накапливают жир, которые затем при расщеплении образует воду.
В) у млекопитающих – они также накапливают жир, некоторые регулируют потерю воды с поверхности дыхательных путей (верблюд накаливает жир в горбе, а при засухе также резко сокращает испарение с дыхательных путей и потовых желез).

4. Закончите предложение.
Сущность функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме ныряющих животных, заключается в наличии дыхательного пигмента миоглобина в мышцах, позволяющего сохранить в 10 раз больше кислорода.

5. Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи:
А) у насекомых – органы химического чувства, улавливающие запахи на большом расстоянии.
Б) у змей – способность к термолокации.
В) у ночных хищников – способность к эхолокации.

6. Подтвердите правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей». Приведите три конкретных примера.
Большинство птиц не трогает ос и пчел, но среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Ежи поедают змей. Некоторые птицы поднимают черепах в воздух и разбивают им панцирь, а затем поедают их.

7. Закончите высказывание.
Показано, что если крыс перевести на мягкую диету и убрать из клетки все твердые предметы, то у них вырастают гигантские клыки, которые мешают им питаться. Это наблюдение является еще одним аргументом в пользу утверждения, что любые приспособления «срабатывают» только в привычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Любая структура или функция – это приспособление в внешней среде.