Тема 5. Внутренняя среда организма.
59. Ответим на вопрос о трех жидкостях.
- Кровь, лимфа, тканевая жидкость.
60. Ответим на вопрос о регулирующих системах.
- нервная и эндокринная
61. Укажем расположение структур.
В стенках кровеносных сосудов.
62. Напишем о форменных элементах крови.
63. Ответим на вопросы.
1) Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная – тёмно-вишнёвая?
Артериальная – несёт кислород, а венозная углекислый газ. Кислород , соединившись с гемоглобином, и кровь становится артериальной.
2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку?
- нет
А курице?
- да.
3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?
- Они вырабатывают антитела.
64. Допишем схему о свертывании крови.
Травма сосуда – тромбоциты выделяют ферменты
Растворимый белок плазмы крови фибриноген – условия: 1) травма 2) кровь выходит из сосуда
3) тромбоциты слипаются, разрушаются
Нерастворимый белок плазмы крови – фибрин – образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Сгусток останавливает кровотечение.
65. Заполним таблицу.
66. Дадим определение понятию.
Иммунитет – это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.
67. Изобразим схему иммунной системы.
Иммунная система – Т-лимф вырабатываются – информ об антит
- В-лимф вырабатываются антитела
- сама клетка – вырабатываются – инферон
68. Заполним таблицу.
70. Допишем приведенные утверждения.
Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются кожными. Инфекционные заболевания протекают с повышенной температурой и симптомами. Время от момента заражения до появления первых симптомов называют клиникой. Далее следует лечение, после которого наступает выздоровление.
71. Напишем ответ о процессах в организме человека.
72. Ответим на вопросы.
1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?
- Можно. Бактерии его остаются на стакане.
2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?
- Можно.
3) В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?
- носитель сам не болеет, т.к. его иммунитет справляется с инфекцией, но не уничтожает, а он разносит её сам того не подозревая.
73. Напишем разницу между вакцинами и сыворотками.
74. Заполним пропуски в тексте.
Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят антидот. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём удаления фибрина. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют как прививки. Сыворотка специфична, т.е. она защитит от определённой болезни.
75. Впишем необходимые термины.
I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает раздражение и аллергическую реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках.
II стадия аллергии (вызывает конъюктевит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр.).
Попавший в организм аллерген улавливается стенками сосудов, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антител. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.
76. Расставим в схеме стрелки.
77. Напишем ответы на вопросы о группах крови.
1) почему люди I группы являются универсальными донорами;
- Их группу крови можно перелить всем остальным группам крови.
2) почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.
- им можно перелить любую группу крови.
78. Ответим на вопросы.
1) Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?
- вырабатываются антитела, разрушающие белок Rh+, но сильное разрушение будет при второй беременности.
2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?
- будут сильно разрушаться эритроциты из-за резус-конфликта.
3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:
а) несовместимость групп крови по системе АВО? – наследственный
б) резус-конфликт? – наследственное
79. Запишем ответы на кроссворд № 5.
По горизонтали:
2. вакцина
5. лимфоцит
7. донор
9. иммунитет
10. гемоглобин
11. антитело
По вертикали:
1. эритроциты
3. антиген
4. тромб
6. тромбоцит
8. реципиент